|
Книга Амдуат Продолжение
СЕДЬМОЙ ЧАС НОЧИ Погружение
Солнца в глубины запредельного мира было нелегким. Но и восхождение к утренней
заре после таинства возрождения жизненной силы Солнца связано с опасными
препятствиями. Вот как повествует «Книга Амдуат» о седьмом часе ночи: Пребывание Величия этого Великого Бога в
Пещере Озириса. Указания, данные величием этого Бога в этой пещере божественным
существам, которые в ней находятся. Этот Бог принимает в этой пещере иной
облик, он минует (змея) Апописа благодаря магическому заклинанию Изиды и Старого
Хека[11]. Имя врат этого
царства «Врата-Озириса», имя его: «Таинственная-Пещера». Таинственная дорога
Запада, по которой странствует этот Великий Бог в своей святой барке. Он
странствует этой дорогой, которая лишена воды и где не возможно влечь барку на
канате. Он путешествует там благодаря магии Изиды и Старого Хека и благодаря
магическим заклинаниям, которые на устах самого этого Бога. У этой пещеры в Дат
будет изрублен Апопис, но его место — в небе[12]. Эти картины были
именно так начертаны в северной части Сокрытого Помещения в Дат. Это полезно
для того, для кого это будет исполнено в небе и на земле. Кто это знает,
является одной из душ в окружении Ра. Вот возымели действие эти чары Изиды и
Старого Хека, которые они исполнили как отпор Апопису, данный Богом Ра на
Западе. Это свершается в Сокрытом Помещении Дат, свершается и на земле. Тот,
кто это знает, находится в солнечной барке в небе и на земле. Немногим знаком
этот образ! Кто не знает решение, не может дать отпор Нехахер. Что касается
этой песчаной отмели Нехахер в Дат, 450 локтей[13] составляет ее длина,
изгибами своего тела он (Апопис) заполняет ее. На ней свершается его убиение, а
этот Бог не проходит мимо него, когда меняет направление пути от него к Пещере
Озириса. Этот Бог направляется туда, в это царство, в облике змея
«Тот-Который-Окружает» (Мехен). Кто об этом знает на земле, тот не может выпить
воду Нехахер. Душа того, кто об этом знает, не может исчезнуть в результате
насилия этих божественных существ, которые находятся в этой пещере. Крокодил не
пожрет душу того, кто знает. Имя часа ночи, который сопутствует этому Великому
Богу в этой пещере: «Тот-Который-Отталкивает-Хиу-И-Отсекает-Голову-Нехахер». На этот раз
текст достаточно подробно описывает события, указанные в иллюстрированном варианте
«Книги Амдуат», хотя и требует комментария. Ожившее и соединившееся со своим
телом Солнце вступает в царство, где обитает извечный враг божественного
миропорядка — Апопис, которого называют также «Страшная-Ликом» (Нехахер)[14]. Это
огромный змей, который подстерегает Великого Бога, лежа на песчаной отмели
посреди русла реки, по которой должно проследовать Солнце. В «Книге Амдуат»
указаны даже размеры этого песчаного затона: 440x440 локтей (свыше 220x220 м). Все это пространство заполнено
изгибами тела Апописа, что дает представление о его предполагаемой величине.
Чтобы помешать движению Солнца и обеспечить себе победу, это чудовище выпило
воду из реки, оставив илистое русло. Почувствовав приближение солнечной процессии,
Апопис поднимается и издает ужасающий рык. Тем временем
Великий Бог направляется к нему, также готовый к битве. Нос его барки превращается
в великого змея Мехен, экипаж частично сменяется, и в носовой части барки
появляются две новые фигуры: Изида и Хека — Великий Маг. Иногда в его роли
выступает бог Сет, а иногда — сам усопший, который должен бороться с
врагом Солнца. До непосредственной борьбы богов дело не доходит, поскольку
солнечная барка минует опасное место окольным путем. Однако Изида и Хека
покоряют врага, используя магические заклинания, в результате которых Апопис утрачивает
всю свою силу. Тогда на него кидаются божества более низкого ранга: одни его
связывают, другие режут на куски. Можно предположить, что Апопис отдает воду,
которую выпил, хотя в тексте об этом не говорится[15].
Грозное препятствие устранено. Великий Бог может продолжать странствие во всех
своих формах. Четыре его главные формы — Атум, Хепри, Ра и Озирис — изображены
в среднем регистре в виде гробниц-ларцов, над которыми поднимаются человеческие
головы — персонификации грозной силы Солнца, а также ножи, ее символы. Победа над
Апописом позволяет еще раз коснуться темы, которая проходит через всю книгу —
уничтожения других врагов Солнца (см. рисунки верхнего регистра). Нижняя полоса
изображений требует пояснения. Длинная шеренга богов и богинь со звездами на
головах напоминает о том, что все события, которые развертываются в Подземном
мире, одновременно происходят на небе. Еще в эпоху Древнего Царства египтяне
считали, что души умерших соединяются со звездами. Эта идея легла в основу
главной концепции «Книги Амдуат» (см. описание шестого часа): каждую ночь душа
умершего соединяется с телом, слетая для этого со звезды в подземный мир Дат.
Возможно, развитию этой теории способствовало наблюдение заходящих звезд.
Поэтому фигуры в нижнем регистре изображают, с одной стороны, божеств загробного
мира, с другой — души умерших, и с третьей — звезды, которые
сопутствуют Великому Богу в этом часу ночи. Замыкает же нижний регистр крокодил —
грозный страж этого региона.
ВОСЬМОЙ ЧАС НОЧИ Пребывание Величия этого Великого Бога в
пещерах таинственных богов, которые находятся на своем песке. Он дает им
указания со своей барки. Его боги влекут его в недоступном объятии змея Мехен.
Имя врат этого царства: «Стоящие-Без-Усталости». Имя этого царства:
«Саркофаг-Его-Богов». Таинственные пещеры Запада, возле которых следует в своей
барке Великий Бог как тот, кого влекут его боги, которые находятся в Дат. Эти
сцены исполнены по образцу, который начертан в северной части Сокрытого
Помещения в Дат. Тому, кто знает их имена, принадлежат одежды на земле, и не
будет он отринут от таинственных врат. Он будет накормлен в Великой Гробнице,
поистине прекрасно! Имя часа ночи, который сопутствует этому Великому Богу: «Владыка-Глубокой-Ночи». Если в
предыдущем регионе Дат странствие Солнца было чрезвычайно напряженным, то
теперь оно протекает спокойно, хотя и здесь есть грозные судьи, которые карают
грешников (судьи условно изображены в виде группы из девяти знаков в центре
среднего регистра). Влекомая на канате солнечная барка минует несколько пещер,
расположенных на обоих берегах реки. Эти пещеры заграждены вратами, которые отворяются
при звуках голоса Великого Бога. Тогда солнечный свет проникает в эти пещеры
(гробницы), а их обитатели (усопшие) оживают и приветствуют своего благодетеля
таинственными голосами. Бог раздает им пожертвования, в том числе одежды. Иероглиф,
который означает пожертвование одежд (он напоминает перевернутую русскую букву «П»),
сопровождает почти каждую фигуру в сцене восьмого часа ночи. Когда уходит
солнечная процессия, врата снова смыкаются, пещеры погружаются во тьму, а души
опять отделяются от тел, вновь погруженных в сон. А Великий Бог следует дальше,
во всех своих формах, которые на этот раз изображены в виде четырех баранов со
священными коронами на голове.
ДЕВЯТЫЙ ЧАС НОЧИ Пребывание Величия этого Великого Бога в
этой пещере. Он дает со своей барки указания богам, которые находятся в ней (в
пещере). Экипаж барки этого Великого Бога тоже пребывает в этом царстве. Имя
врат этого царства, через которые следует этот Великий Бог, чтобы пребывать на
водных пространствах этого царства, гласит: «То-Что-Охраняет-Разлив». Название
этого царства: «С-Фонтанирующими-Существами». Таинственная пещера Запада, в
которой пребывает в Дат Великий Бог и его свита. Эти сцены и их названия исполнены
так, как в том образце, что начертан в восточной части Сокрытого Помещения в
Дат. Кто знает их имена на земле и знает место их престолов на Западе, тот
займет свой престол в Дат и останется там под властью Владыки Необходимости,
как тот, кто голосом оправдан перед Трибуналом в день Суда. Это полезно на
земле для того, кто это знает. Имя часа ночи, который сопутствует этому
Великому Богу в этой пещере: «Прославляющий-Который-Защищает-Своего-Владыку». И в этом
царстве странствие проходит спокойно. Бог Солнца раздает дары, в том числе одежды,
символ которых в предыдущем разделе «Книги Амдуат» был одним из главных иконографических
мотивов. На обоих берегах реки, по которой плывет солнечная барка, изображены
длинные вереницы существ запредельного мира, исполняющих примерно ту же роль,
что и божества в царствах предшествующих часов. Поэтому мы видим извергающих
пламя кобр, рассеивающих мрак в Дат, а также охраняющих это царство от врагов.
Далее идут боги полей, управляющие ростом всевозможных деревьев и растений в
этом краю. Богини, изображенные в верхнем регистре, заботятся об усопших,
помогая им соединить душу с телом, тогда как боги, сидящие на корточках над
знаками одежд, которые были им дарованы, — это судьи запредельного мира. В
свите Великого Бога мы видим сидящих на корзинах трех богов, весьма разнообразного
облика, которые участвуют в раздаче пожертвований усопшим. В этом регионе Дат
барку приводит в движение группа из двенадцати гребцов.
ДЕСЯТЫЙ ЧАС НОЧИ Пребывание Величия этого Великого Бога в
этой пещере. Он дает указания божественным существам, которые в ней находятся.
Имя врат этого царства, через которые следует этот Великий Бог:
«Великие-Формы-И-Порожденные-Образы». Название этого царства:
«С-Глубокой-Водой-И-Высокими-Берегами». Таинственная пещера Запада, в которой
пребывают Хепри и Ра, в которой боги, светлые духи и усопшие сетуют на таинственное
изображение Игерет. Эти сцены исполнены по образцу, который начертан в
восточной части Сокрытого Помещения Дат. Кто знает их имена, тот пройдет через
Дат до конца и не будет отринут «Озаряющими-Небо», которые находятся возле Ра.
Имя часа ночи, который сопутствует этому Великому Богу на таинственных дорогах
этого царства: «Яростный-Который-Зарежет-Неискренних». В десятом
часу ночи перед Великим Богом идет его «личная стража», вооруженная луками,
копьями и палицами. В том же среднем регистре мы видим два оригинальных
символа, представляющих еще две формы Великого Бога. Это «душа Сокариса» —
двуглавый змей на человеческих ногах, с соколом на спине, и «душа Озириса» —
лежащий в барке змей с головой сокола. В краткой версии
«Книги Амдуат» не говорится об одной очень важной особенности царства десятого
часа. Как свидетельствуют изображения нижнего регистра, в глубоких водах подземной
реки утонуло множество обитателей этого царства. Согласно представлениям
египтян, эти несчастные лишились возможности воскреснуть из мертвых, поскольку
их тело уже не может быть мумифицировано и сохранено. Однако сила Великого Бога
такова, что даже утопленники, чьи тела подверглись разложению, оживают и соединяются
со своими душами. Более того, смерть человека, который утонул — погрузился
в первичный божественный океан Нун обеспечивает усопшему божественность. В
известной степени это связано с мифом об Озирисе (прежде чем воскреснуть из
мертвых, он был погружен в морскую воду). Естественно, такая судьба ожидает
только добрых людей, ибо для врагов Солнца вода, в которую они попадают,
превращается в огонь, и в нем они будут страдать вечно. Великий Бог совершает
акт спасения утонувших, приняв облик «Гора запредельного мира» (изображен в
левой части нижнего регистра).
ОДИННАДЦАТЫЙ ЧАС НОЧИ В десятом
часу ночи мы видели, как бог Гор свершал спасение утонувших. В одиннадцатом
часу он же карает врагов (изображения нижнего регистра). Змей и грозные богини
с ножами, извергающие пламя, стоят над полными огнем ямами, в которых пылают
тела, души, тени («тень» здесь — часть человеческого естества) и головы
грешников. В последней яме видны человеческие фигуры, обращенные вверх ногами,
что также означает кару. Бог объявляет осужденным приговор: «Грозные мечи покарают ваши тела, ваши души
будут истреблены, ваши тени — истоптаны, а ваши головы — изрублены.
Не восстанете! Будете ходить на голове! Не подниметесь, ибо попали в свои ямы!
Не убежите, не уйдете! Против вас — огонь змея, «Того-Который-Сжигает-Миллионы»!
(...) Они (богини с ножами) зарежут вас, расправятся с вами! Никогда не увидят
вас те, кто живет на земле!» Имена
остальных божеств этого регистра также указывают на их карающую роль, поэтому
можно сделать вывод, что в царстве одиннадцатого часа завершается борьба со
всеми врагами или осужденными душами грешников. В барке возрожденного Солнца,
которое взойдет через час, останутся лишь блаженные души. Повествуя о
том, как Солнце приближается к концу своего подземного пути, «Книга Амдуат»
затрагивает важную проблему течения времени. Его персонификация в царстве
одиннадцатого часа появляется трижды, каждый раз в облике змея. В верхнем
регистре изображен крылатый змей и держащий его за крылья бог; возле головы бога —
солнечные очи «уджат». Этот образ означает правременную форму Атума — Великого
Бога, который символизирует начало и конец бытия Вселенной, то есть время. Чуть
дальше — еще одно изображение змея. Его имя: «Тот-Который-Забирает-Часы».
Часы же представлены в виде звезд между двумя змеями. Их десять, потому что
именно столько часов ночи уже ушло. В некоторых вариантах «Книги Амдуат»
встречаем одиннадцать звезд, когда в число «проглоченных» змеем часов
включается текущий час. В развернутой версии «Амдуат» часто повторяется утверждение,
что форма того или иного существа, которому дало жизнь прибытие Солнца в Дат,
оказывается «проглоченной» после ухода Солнца из данного царства загробного
мира. Возможно, эти воззрения связаны с наблюдениями так называемых «деканальных»
звезд, которые восходят и заходят только в определенные часы ночи. Отсюда и изображение
часа знаком звезды. Третий символ
времени — змей, которого несут на руках двенадцать божеств-«носильщиков» в
среднем регистре. Имя змея: «Тот-Который-Окружает-Мир». Связанный с изначальным
океаном, этот змей формирует своеобразную «орбиту», по которой вечно плывет
солнечная барка. Что же касается краткой версии «Книги Амдуат», она так
повествует о царстве одиннадцатого часа ночи: «Пребывание Величия этого Великого Бога в
этой пещере. Он дает указания божественным существам, которые в ней находятся.
Имя врат этого царства, через которые следует этот Великий Бог:
«Место-Покоя-Тех-Которые-Находятся-В-Дат». Название этого царства:
«Окраина-Пещеры-Которая-Считает-Трупы». Таинственная пещера Дат, через которую
следует этот Великий Бог, чтобы выйти из Восточной Горы неба. Время глотает их
образы перед «Стоящим», который находится в этом царстве. Оно снова отдаст их
при рождении Хепри на земле. Эти сцены исполнены так же, как тот образец, что начертан
в сокрытом месте Дат, в восточной части Сокрытого Помещения. Кто это знает, тот
получает себе в удел пожертвование как хорошо обеспеченный светлый дух на небе
и на земле, поистине прекрасно! Имя часа ночи, который сопутствует этому
Великому Богу в этой пещере:
«Звездная-Владычица-Барки-Которая-Отталкивает-Врага-Своим-Появлением».
ДВЕНАДЦАТЫЙ ЧАС НОЧИ Пребывание Величия этого Великого Бога в
этой пещере: «Конец-Первичной-Тьмы». В этой пещере родится этот Великий Бог в
облике Хепри. Нун и Ненет, Хух и Хухет возникают в этой пещере при рождении
этого Великого Бога, ибо он выходит из Дат, садится в барку дня и выходит из
лона Нут. Имя врат этого царства: «Те-Что-Возносят-Богов». Имя этого царства:
«С-Поднимающейся-Тьмой-И-Озаряющим-Рождением». Таинственная пещера Дат, в
которой родится этот Великий Бог, чтобы возникнуть из Нуна и поместиться на
теле Нут. Эти сцены исполнены по тому образцу, который начертан в восточной
части Сокрытого Помещения Дат. Это полезно тому, кто это знает, на земле, на
небе и в земле. Подошло к
концу странствие Солнца через подземный мир Дат. Под радостные восклицания его
обитателей солнечная барка вместе со всем экипажем достигла вторых, восточных
Врат Первичной Тьмы, где Великий Бог, покинув связанную со смертью форму мумии
Озириса, появился на небе («на теле Нут» — богини неба) в облике Хепри —
молодого Солнца, символом которого является скарабей. В древнеегипетской
иконографии восхода Солнца бог воздуха Шу (который в этом контексте связан с
Нуном — первичным океаном) возносит своими руками солнечную барку или
скарабея на фоне солнечного диска. В нашем варианте «Книги Амдуат» эта сцена несколько
упрощена. Мумия, «прислоненная» к границе мира Дат — это Озирис, одно из
проявлений Великого Бога. Он будет властвовать в загробном царстве до следующей
ночи, когда ему предстоит вновь соединиться с другими проявлениями Великого
Бога, которые низойдут в Дат. В среднем
регистре выделяется изображение Великого Змея. Он не тянет барку за канат, как
может показаться с первого взгляда. Здесь зашифрована гораздо более глубокая
идея. Барка Великого Бога «входит в его (змея) хвост и выходит из его пасти,
когда оно (Солнце) рождается в облике Хепри». Опять, как и в других царствах
мира Дат, мы встречаемся с символом времени. Имя Великого Змея: «Душа-Того-Кто-Позволяет-Жить-Богам»
(или короче — «Жизнь-Богов»). Сам канат, за который тянут солнечную барку,
тоже символизирует время, бесконечный бег часов, которые выходят из пасти змея
обновленными, чтобы опять войти «в его хвост». Это и вечное движение Солнца:
ведь именно солнечный цикл был положен в основу отсчета времени в Древнем Египте. В час нового
восхода Солнца, у черты мира Дат Великого Бога еще раз атакует возродившийся Апопис.
Обращает на себя внимание, что демон зла проявляет активность именно тогда, когда
собирает силы добро. В седьмом часу ночи змей напал на обновленное Солнце, чья
душа соединилась с телесной оболочкой, и благодаря этому стало возможным
соединение душ усопших с их телами, то есть их воскресение из мертвых. Теперь,
в двенадцатом часу, Апопис пытается не допустить нового рождения Солнца,
угрожая всем живущим людям вечной темнотой. Этому препятствуют богини, несущие
на плечах змей, которые извергают пламя (в верхнем регистре). Апопис еще раз
побежден, изрублен и сожжен, что не мешает ему на следующую ночь вновь
атаковать Солнце. Тема борьбы с врагами Солнца в час рассвета разрабатывалась
прежде всего в теологии города Гермополя. Видимо, не случайно в описании
двенадцатого часа ночи по «Книге Амдуат» появляются четверо из восьми первичных
божеств гермо-польской традиции: Нун и Ненет, Хух и Хухет. Они помогают
рождению Солнца, которое ассоциируется, согласно логике космогонического мифа,
с новым сотворением мира. А завершает «Книгу
Амдуат» следующий текст: «Начало света, конец первичной тьмы. Путь
Ра на Западе, таинственные цели, которые осуществляет в пути этот Бог.
Избранные наставления, таинственное послание из Дат, которое не узнает никто из
людей за исключением избранных. Это изображение было исполнено так, как в
Таинственном Помещении Дат — невидимом, неуловимом. Кто знает эти таинственные
изображения, тот является хорошо обеспеченным светлым духом. Всегда выходит он
и входит в Дат, всегда (выходит) к живым. Воистину так было подтверждено миллионы
раз!».
[1] Великий Бог. [2] 1 итеру = 10,5 км. [3] Богиня Истины. [4] Эпитет бога Солнца, чью барку покойный будет тянуть
на канате. [5] «Прибрежных» (?). [6] «Ка». [7] Не исключено, что здесь мы имеем дело с
парадоксальной, «неклассической» логикой построения сакрального образа. Для
сравнения вспомним известную строку из стихотворения Владимира Соловьева: «Я и
алтарь, я и жертва, и жрец...» («близко, далеко, не здесь и не там...»). [8] Предвечного бога. [9] Вспомним сходные картины воскресения мертвых в
христианской иконографии. [10] Тень в древнеегипетской религии — одна из
составных частей человеческого существа. [11] Бог Хека в мемфисской космогонии персонифицирует
творческую энергию и магическую силу бога-творца. [12] Образ змея в египетской религии чрезвычайно
многозначен, не подчиняется бытовой логике и должен рассматриваться во всей
совокупности аспектов. [13] Локоть — распространенная в древности мера
длины; не имел строго фиксированного значения (около полуметра). [14] Неопределенность пола Апописа не противоречит общемировой семантике образа
змея: он бывает и мужского, и женского пола (в русском языке даже в обиходной
речи). [15] Вспомним известный индоевропейский миф о боге,
побеждающем змея, который «запирает» воды. Перевод с древнеегипетского и комментарии Анджея Невиньского.
В изложении Е.Лазарева «Наука и религия», №1-12, 1990.
| |