Египетские иероглифы
Меню сайта
Новые фотографии
Форма входа
Наш опрос
Что бы Вы хотели увидеть на сайте
Всего ответов: 1430
Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

КНИГА АМДУАТ


ВВЕДЕНИЕ

Древнеегипетские предания о потустороннем мире известны с III тыс. до н.э. — со времен Древнего царства. «Тексты пирамид», начертанные на стенах гробниц фараонов, повествуют о том, как усопший царь в барке ночного Солнца свершает путь в глубинах подземного царства, возрождаясь вместе с Солнцем к новой жизни. В середине II тыс. до н.э., в эпоху Нового царства тексты появляются уже в гробницах людей средней руки. Эти творения египетской религиозной мысли и называют обычно «Книгой мертвых».

Действительно ли жрецы Нового царства ввели дополнительные описания «того света»? Ведь загробный мир египтян — «царство Дат» — находится не в географическом пространстве. Это пространство мифа, и в нем одновременно, в одном и том же месте, происходят смерть и рождение человека, закат и восход Солнца, гибель и новое рождение Вселенной.  Познавая законы ночного пути Солнца, египтянин проникал в тайну рождения и созидания всего, что он видел вокруг.

До нас дошло несколько произведений эпохи Нового царства, которые можно назвать «Книгой мертвых». Каждое из них разделяется на 12 частей — «часов ночи», 12 ступеней посвящения.

Пожалуй, наиболее доступна для современного восприятия «Книга Амдуат» — «Книга того, что в Дат». Мы предлагаем ее вниманию читателей в переводе и с комментариями польского египтолога Анджея Нивиньского. Вслед за солнечной баркой мы проследуем по запредельному царству, где не действует логика будничного мира, где исчезают привычные представления о структуре пространства и времени, где властвует вечность.

Е.Лазарев


КНИГА АМДУАТ

«Послание из Сокрытого Помещения. Места пребывания душ, богов, теней и блаженных, а также то, что они делают. Начало — Рог Заката, врата западного горизонта, конец — первичный мрак, врата восточного горизонта».

Так звучит полное заглавие «Книги Амдуат». Ее священный оригинал, по представлениям египтян, записан на стенах «Сокрытого Помещения» в царстве Дат. «Рог Заката» — это гора, за которой садится Солнце. Книга написана для того, «чтобы познать запредельные души, познать, что они делают, познать их изменения для Ра. Чтобы познать таинственные души и то, что они делают, чтобы знать находящееся в отдельных часах и познать богов этих часов. Чтобы знать, к чему Он[1] их призывает. Чтобы познать врата и дороги, по которым странствует этот Великий Бог, чтобы познать течение часов и их божества. Чтобы познать тех, которые преуспели, и тех, которые истреблены».

ПЕРВЫЙ ЧАС НОЧИ

 

Итак, барка со «старым», вечерним солнечным богом вплывает в подземный мир. На носу барки стоит Упуаут — «Отверзающий дороги», рядом с ним — Сиа, персонификация творящего ума Великого Бога. Далее — «Госпожа ладьи», богиня, направляющая ход барки во время первого часа ночи. Посередине возвышается наос — вместилище бога Солнца, названное просто «Телом» (египтяне обычно передавали абстрактные понятия очень конкретными образами). На корме — солнечный бог Гор с головой сокола, а за ним — изображенные шеренгой бог мудрости Тот, бог Ху — персонификация божественного слова — и два божества, управляющие рулем. Две богини с перьями на голове, стоящие перед баркой, — это «Две Правды» (Маат), ибо в Дат находятся не только блаженные, но и осужденные души. От врагов солнечного бога защищают в первом часу ночи «Тот-Который-Ранит» (фигура с ножом перед Маат) и три змея, изображенные ниже.

Следующая группа фигур характеризует различные аспекты бога Солнца. Мумия в короне — Озирис, «Владыка Запада», олицетворяет эсхатологический аспект бога, львиноголовая Сехмет — его грозную силу. Фигура с головой барана («Великий Озаряющий») передает аспект солнечного блеска. Четыре стелы, увенчанные человеческими головами, названы «Указаниями, которые дает Ра» и соответственно также боги Атум, Хепри и Озирис — четыре формы Великого Бога (Ра — владыка живых, Озирис — мертвых, Атум — ночное Солнце, а Хепри — дневное).

На обоих берегах подземной реки — ликующие души усопших (по законам построения египетского рисунка они оказываются вверху и внизу). Великий Бог приветствует их, дает животворные указания и оделяет блаженных материальными благами. Ему помогают в этом своеобразные «снабженцы» (изображены перед тремя змеями). Группа обезьян вверху — это стражи первых врат, отделяющих день от ночи. Подобная группа внизу — как бы «оркестр», сопровождающий вступление солнечной барки. Двенадцать кобр, извергающих огонь, рассеивают мрак, царящий в Дат.

Да, «старое Солнце» вступило в Дат, умерло, но уже в первом часу ночи ему сопутствует элемент грядущего воскресения из мертвых — образ утреннего Солнца, священный скарабей, плывущий в барке, где ему поклоняются два божества. Бег времени в царстве вечности символизирует фигура перед поднявшимся на хвост змеем, держащая в руке слегка изогнутую «волшебную палочку» — «Тот-Кто-Измеряет-Часы». Ниже — изображения, означающие достижение границ первого часа ночи. Это межевой столб, увенчанный рогами («Тот-Что-Разделяет-Долину»), и божество, обращенное навстречу всей процессии, — «Тот-Кто-Запечатывает-Землю» — служитель, замыкающий врата первого этапа странствия Солнца.

А вот текст краткого варианта «Книги Амдуат», повествующий о первом часе ночи:

Этот бог вступает в землю, во врата закатного горизонта. Сто двадцать итеру[2] предстоит ему пройти в этой сфере, прежде чем он достигнет богов загробного мира. «Долина Ра» — имя первого поля Дат. Здесь он наделяет землями богов, которые ему сопутствуют. В этой сфере он начинает давать указания и заботиться об усопших. Это исполнено в соответствии с образцом, что в Сокрытом Помещении Дат. Кто знает эти образы, сам уподобляется Великому Богу. Это благоприятно для него на земле, поистине прекрасно! Необычайно полезно это для него в Дат. «Тот-Что-Раскалывает-Лбы-Врагов-Ра» — имя этого первого часа ночи, который сопутствует в этой сфере этому богу.




ВТОРОЙ ЧАС НОЧИ

В первом часу ночи солнечная процессия только формировалась. Начиная со второго часа, она уже действительно вступает и подземные царства, которыми управляют различные божества — покровители мертвых. Первое из этих царств — Уэрнес. Барка, изображенная четвертой слева, называется « Та-Которая-Несет-Уэрнес». В барке. — символ богини Хатор, поэтому можно допустить, что именно она управляет этой сферой запредельного мира. А вот что говорит нам текст.

Пребывание Великого Бога в Уэрнес. 309 итеру составляет длина этого царства, 120 итеру — ширина. «Души-Из-Дат» — имена божественных существ в этом царстве. Тот, кто знает их имена, пребудет с ними, и этот Великий Бог оделит его землями в царстве Уэрнес. Он будет останавливаться вместе с «Тем-Который-Останавлива-ется», будет следовать за этим Великим Богом. Будет он входить в землю и раскрывать Дан, будет отсекать локоны «Курчавым». Пройдет он рядом с «Пожирателем осла» следом за Маат[3], которая оделяет землями. Всегда будет он есть хлеб на Барке Земли. Будет дан ему передний канат Татуби[4]. Эти души из Дат нарисованы в своих формах в Сокрытом Помещении. Начало письма — на западе. Будет им слагаться жертва на земле в их именах. Это полезно человеку на земле, поистине прекрасно миллион раз! Тот, кто знает слова, которые эти боги из Дат говорят этому Богу, и слова, которые этот Бог говорит им, тот приближается к запредельным. Это полезно ему на земле, поистине прекрасно! Имя часа ночи, который сопутствует Богу в этой сфере: «Мудрый-Который-Охраняет-Своего-Владыку».

Текст требует пояснения. Уэрнес значительно больше того преддверия иного мира, которое было описано в первой части книги. Уэрнес обширнее и географического Египта: около 1250 км в ширину и 3200 км в длину! Это обводненная местность с плодородными полями. Там обитают блаженные души, которые сбегаются на весть о приближении божественной процессии.

В процессии пять ладей. О Барке Солнца мы уже знаем; теперь на ней появились еще две кобры: Изида и Нефтида. Процессию ведет за собой ладья месяца с богом Тотом. Там видны две формы, соответствующие двум фазам Луны: месяц и диск. На следующей барке — эмблема богини Хатор. В носовой части барки скарабей, уже знакомый нам. О третьей ладье (с крокодилом) трудно что-либо сказать, т.к. нет поясняющего текста В четвертой ладье — три божества, два из которых (стоящие) носят имена богов хлеба, что подтверждается стилизованными изображениями колосьев. «Экипаж» этой барки и некоторые персонажи из нижнего регистра (с колосьями в руках или на голове) связаны с мотивом раздачи земель Великим Богом. В этом часу господствует непроницаемая тьма; путь освещают персонажи со звездами. Из тьмы к Богу летят голоса различных существ, которые славят его приветственным гимном. Великий Бог их не видит, но обращается к ним, давая указания, которые свидетельствуют, что мертвые в Уэрнес ожили, освободились от погребальных пелен, могут свободно двигаться и принимать дары Бога.

Все это касается и живых. Тот, кто знает суть «Книги», уподобляется счастливцам из Уэрнес, может присоединиться к солнечной процессии и устремиться через Дат, останавливаясь там же, где и Бог. Упоминание о «Курчавых» связано с препятствием, которое может возникнуть вскоре после преодоления врат Дат. «Курчавые» это четыре ветра в образе кудрявых юношей (или с «юношеским локоном» на лбу). Они могут преградить дорогу Солнцу, которое их укрощает, хватая за волосы или отсекая локоны.

«Пожиратель осла» — персонаж с головой быка, который сидит на троне (в нижнем регистре) с ножом в руке. Осел был посвящен Сету, врагу и убийце Озириса. Каждый, кто стремится в рай с нечистой совестью, уподобляется врагу Озириса. Его ждет смерть от «Пожирателя осла». Тот же, кто чист (а только чистый в состоянии познать суть «Амдуат»), спокойно пройдет мимо грозного демона.

В Уэрнес изображены еще несколько персонажей, чьи имена говорят о том, что в этом царстве ни один враг Солнца или Озириса не имеет шансов спастись. Вот примеры: «Та-Что-Пожирает-Мертвых», «Тот-Кто-Вызывает-Падение, Кто-Отсекает-Тени», или «Тот-С-Могучим-Плечом-Который-Бьет-Своих-Врагов». И судьи умерших, сидящие в ряд, напоминают о возможной гибели грешника. Эта двойственность запредельного мира соответствует извечному противостоянию добра и зла, что нашло выражение в мифе об Озирисе и Сете, о борьбе с Сетом мстителя Гора. В своей основе оба эти божества имели позитивный характер, что не отрицает некой демоничности Сета. «Общий знаменатель» для них — связь с Озирисом, на что в этой части «Книги Амдуат» указывает двуглавый персонаж в верхнем регистре с головами сокола-Гора и Сета. Рядом находятся: уже знакомая персонификация «Указаний Озириса» (стела с человеческой головой) и два жезла Озириса символы его власти в Царстве Мертвых. В верхнем и нижнем регистрах еще несколько образов, которыми воображение египетских теологов населило Уэрнес. Мы же вместе с Солнцем отправимся дальше, простившись с замыкающим врата стражем, чье грозное имя звучит так: «Тот-Кто-Из-Двойного-Пламени».




ТРЕТИЙ ЧАС НОЧИ

Название третьего часа ночи указывает на особенности этой части Подземного мира. Здесь также толпятся на берегу души, благословляющие Великого Бога, который своим появлением вернул им жизнь, но главная задача изображенных тут существ (особенно в нижнем регистре) — уничтожение злых душ. Большая часть этих образов не встречается нигде, кроме «Книги Амдуат», хотя есть среди них и персонажи традиционного пантеона — Анубис с головой шакала и Озирис, похожий на мумию в пеленах. Именно Озирис, который здесь назван «Первым из Западных», является владыкой этого царства, напоминающего размерами и «священной топографией» Уэрнес — Подземное царство, описанное во 2-й части «Книги Амдуат». Здесь подземная река разливается так же широко, и божественный кортеж пока не встречает препятствий. Сам бог во время странствий может принимать различные формы, что символизируется здесь изображениями четырех разных барок. Иногда, как это видно по первой слева барке, бог может быть невидим. А текст этой части книги читается так:

Пребывание Величия этого Великого Бога в царстве богов Пертийу[5]. Странствие с помощью этих богов по долине Озириса. 309 (или 480) итеру — длина этого царства, ширина — 120. Этот Великий Бог дает указания тем, кто окружает Озириса в этой стране, он выделяет им земли на этих полях. «Тайные Души» — таковы имена богов в этом царстве. Кто знает их имена на земле, будет допущен в то место, где пребывает Озирис. Будет дана ему вода на его полях. «Долина-Единственного-Владыки-Где-Возникают-Могильные-Жертвы» — так называется это царство. Эти таинственные образы Тайных Душ исполнены так, как они начертаны в Сокрытом Помещении Дат — начало письма на Западе! Это полезно человеку на земле и в некрополе, поистине прекрасно! Кто это знает, тот пройдет мимо них, не погибнет от их рычания, не упадет в их ямы. Кто это знает, тот принадлежит местам некрополя, тот имеет жертвенные печенья у лица, вместе с Ра. Кто это знает, тот принадлежит светлым духам, его ноги сильны и не войдет он в место уничтожения. Будет он выходить, как образ[6], как тот, который дышит воздухом до своего часа. Имя часа, которому принадлежит этот Бог в этой сфере: «Тот-Который-Рассекает-Души».

Пройдены первые три часа ночи из двенадцати — самая легкая четверть пути. Завершается беспрепятственное странствие процессии ночного Солнца. Дальнейшее погружение в глубины запредельного мира грозит затруднениями и опасностями...




ЧЕТВЕРТЫЙ ЧАС НОЧИ

В четвертом часу ночи мелеет река на пути солнечной барки, и отныне ее тянут души усопших, обитатели следующих царств Дат. Безусловно, среди них — и умерший властитель гробницы, для которого написан текст книги: фараон. То, что египетский владыка занимается тяжелым физическим трудом, не должно смутить читателя, поскольку другие тексты утверждают, что царь отождествляется с Солнечным Богом и именно его везут на барке в запредельном мире. Это противоречие отражает два направления в загробном мире. «Царское» сохраняло привилегию обожествления исключительно для фараона. «Частное», связанное с процессом демократизации верований, распространяло эти привилегии на других людей. «Книга Амдуат», как и другие «Книги подземного мира», предлагает своеобразный компромисс[7].

В четвертом часу ночи Солнце вступает в сокровенное царство Сокариса — древнего мемфисского бога мертвых, поэтому в «Книге Амдуат» упоминается мемфисский Некрополь — Ра-сетау. Немногие из проходящих там дорог истинны и ведут в райское царство Имхет.

Главная иконографическая особенность этого часа ночи — уходящая вниз полоса, которая пересекает традиционные регистры. Такой прием должен был выразить мысль, что Солнце в своем ночном странствии через Дат опускается в глубь земли, где властвует непроницаемая тьма. Бог, обращающийся к существам подземного мира, не видит их. В этой мрачной, песчаной подземной пещере роятся змеи, воплощающие различные аспекты божественной сущности. Даже сама солнечная барка в этом часу становится змеей, чтобы легче проникнуть сквозь песчаную землю.

Текст, сопровождающий изображения четвертого часа ночи, звучит так:

Затем величие этого Бога, влекомое на буксире, пребывает в таинственной Пещере Запада. Он заботится о тех, кто находится в ней, с помощью своего голоса, хотя не видит их. Название этой пещеры: «Живут-Те-Существа-Которые-Превратились». Название врат этой пещеры: «Сокрытое-Протягивание». Кто знает этот облик таинственных дорог Ра-сетау, недоступные пустынные дороги к Имхет и сокрытые врата в Стране Сокариса, кто находится на своем песке, тот ест хлеб на стороне живущих в святыне Атума[8]. Тот, кто знает, какая из дорог истинна, тот обойдет недоступные дороги Ра-сетау и узрит образ Имхет. Имя часа ночи, который сопутствует Великому Богу: «Тот-Который-Велик-Своей-Мощью».




ПЯТЫЙ ЧАС НОЧИ

В пятом часу ночи начнется величайшее таинство мира Дат, необходимое для воскресения ночного Солнца.

Солнечная барка, которую тянут на канате богини и боги, находится в том же царстве Сокариса, в глубинах Дат. Барка сохраняет облик змеи. Она скользит по тайным дорогам Ра-сетау к Пещере Сокариса, которую стерегут демоны, изображенные на рисунках в виде змей или человеческих голов. В центре композиции находится овал («нут»). Его охраняет двуглавое божество Акер. Внутри овала — крылатый змей, а на нем — бог с головой сокола. Змей олицетворяет предвечную форму бога Атума, и бог, который держит его за крылья, также чаще всего определяется как Атум, хотя в «Книге Амдуат» его называют Сокарисом. Видимо, речь идет о разных формах Великого Бога. Озаренный сиянием его глаз овал, «где слышится некий шелест», представляет собой своеобразное средоточие божественных качеств, «генератор» творческой энергии Великого Бога. Ночное Солнце получает здесь свою силу и способность возродиться на восточном горизонте неба.

Реализация божественной потенции начинается именно здесь, в глубинах Пещеры Сокариса. На это указывает скарабей — символ утреннего Солнца. Он выглядывает из холмика (в середине верхней части рисунка) и тоже тянет барку вместе с другими существами запредельного мира. Холмик называется «темнота», или «ночь». Его изображение в верхнем регистре — это вид сбоку той же святыни, чья овальная горизонтальная проекция представлена ниже. Этот «ларец» («хену»), как его иногда называли в текстах, имеет три оттенка значения. О первом мы уже знаем: это «божественное вместилище» для возрождения энергии, ночного Солнца. Поскольку оно вмещает Великого Бога, наряду с солярным аспектом появляется аспект озирический: холмик становится «могилой Озириса», или его «саркофагом». Две птички на нем — Изида и Нефтида, сестры покойного Озириса, которые его оплакивают. Изида — «Великая чарами» присутствует при чуде преображения Солнца. Изображение Пещеры Сокариса венчает голова Изиды — хранительницы этой святыни. Если считать, что каждый умерший становится Озирисом, то холмик — это уже как бы могила, где почивает тело покойного. Ночью, благодаря близости Великого Бога, он оживает, пользуясь полной свободой, а его душа присоединяется к процессии, сопровождающей божественную барку.

Когда Бот проходит рядом с Пещерой Сокариса, он встречает грозного двуглавого змея, который пропускает сто, только услышав соответствующее заклинание. Как всегда, Солнце не перестает заботиться о блаженных душах — обитателях этого региона Дат. В среднем регистре мы видим несколько божеств, которые занимаются благотворительной деятельностью по поручению Великого Бога. С другой стороны расположен ад для грешников. Его представляет богиня по имени: «Та-Кто-Присутствует-Когда-Рубят-Мертвых», а также группа демоничных «Зарезывающих».

А текст краткой версии пятого часа «Книги Амдуат» звучит так:

Этого Великого Бога, который на своем песке, влекут на буксире по надлежащим дорогам Дат в верхней половине таинственной Пещеры Сокариса. Невидим и неуловим таинственный образ страны, что под телом этого Бога. Божественные существа, которые находятся там, где этот Бог, слышат голос Ра, когда он взывает к окружению этого Бога. Имя врат этого места: «Место-Пребывания-Богов». Имя пещеры этого бога: «Сокрытая Страна». Таинственные дороги Запада, врата Сокрытого Помещения, недоступное место страны Сокариса. Это тело в первой форме становления. Имена богов, которые в этой пещере: «Души-Которые-Находятся-В-Дат». Их образы являются тем, что находится в их часе, являются их таинственными формами. Неизвестен и незрим, неуловим этот образ самого Гора. Эти образы были исполнены по образцу, который начертан в Сокрытом Помещении Дат, в его южной части. Кто это знает, душа того довольна, и он доволен жертвами Сокариса. Хемит не может изрубить его тело, он спокойно проходит возле него. На земле будут приносить жертвы этим божествам. Имя часа ночи, который сопутствует этому Великому Богу в этой пещере: «Тот-Который-Сопутствует-В-Своей-Барке».




 ШЕСТОЙ ЧАС НОЧИ

Вот как описываются странствия Солнца в шестом часу ночи:

Пребывание Величия этого Великого Бога в водных глубинах «Владычицы-Тех-Которые-В-Дат». Он дает указания божествам, которые находятся здесь, он повелевает, чтобы они занялись своими жертвами в этом царстве. Он странствует по всей этой дороге, оделенный дарами в своей барке, он раздает им землю как жертвоприношение, дает им воду из их долины, когда странствует через Дат, день за днем. Имя врат этого царства: «С-Острыми-Ножами». Таинственная дорога Запада, по водам которой странствует этот Великий Бог в своей барке, чтобы заботиться о тех, которые в Дат. Их часы — таинственные сущности — слагаются в их именах, познаются в их бытии, моделируются в их формах. Этот таинственный образ Дат не будет познан никакими людьми. Этот образ именно так начертан в сокрытом месте Дат, в южной части Сокрытого Помещения. Кто его знает, тому принадлежат погребальные жертвы в Дат, удовлетворен он жертвами богам, которые в свите Озириса, на земле будут приносить жертвы ему и его родным. Указания, данные этим Богом, чтобы принести жертву божествам загробного мира. Когда он направляется к ним, они его видят и стоят на своих полях. Их жертвы приносятся благодаря тому, что им повелевает этот Великий Бог. Имя этого царства: «Водная-Глубина-Владычица-Тех-Которые-В-Дат». Это дорога солнечной барки. Имя часа ночи, который сопутствует этому Богу в этом царстве: «Прибытие-Которое-Осуществляет-То-Что-Надлежит».

Этот текст не передает главную мысль полной иллюстрированной версии «Книги Амдуат». В шестом часу ночи душа Великого Бога, вновь наполненная жизнью в царстве пятого часа, достигает того места, где в глубине Дат покоится мертвая телесная оболочка Бога, окруженная великим змеем «С-Множеством-Лиц» (изображение в среднем регистре). Выше то же самое тело Ра представлено в иной форме. Мы видим здесь три гробницы, в которых покоятся три схематично переданные части тела: голова, туловище и задняя часть (последнюю египтяне условно изображали в виде животного без головы). Гробницы охраняются змеями, извергающими огонь. Новое соединение тела и духа, которое происходит в середине ночи в Подземной Стране, касается всех умерших. Конечно, творец этого величайшего для усопших добра — Великий Бог Ра-Озирис, который сам оживает в загробном мире. Все три регистра в иллюстрированной версии «Книги Амдуат» заполнены различными существами (как правило, в человеческом образе), которые отражают процесс воскресения. Одни из них уже стоят, другие только поднимаются и изображены в полусидящем положении. Некоторые все еще обвиты пеленами мумий, другие уже от них освободились и ничем не напоминают мертвых[9]. Эта радостная победа над силами смерти приходит каждую ночь, благодаря животворящему присутствию Солнца.

В обстановке всеобщей радости и обычного получения даров от Великого Бога сохраняется тем не менее элемент угрозы и возможной опасности. В нижнем регистре мы видим змея, «Который-Глотает-Формы». Его задача — пожирание тени[10] и уничтожение форм врагов Солнца в мире Дат. Чуть дальше изображены девять жезлов — змей, извергающих огонь. Они символизируют важнейших египетских богов. Среди них: Атум, Хепри, Геб, Озирис, Гор, Тот. Упоминается бог Татенен (буквально: «Земля-Которая-Поднимается») — форма мемфисского бога Птаха, понимаемого здесь как первичный холм, возникший в изначальном океане на заре творения. Короче говоря, у замыкающих врат шестого часа ночи представлена вся грозная мощь египетского пантеона, поднявшаяся на борьбу с врагами Солнца. Это необходимо именно сейчас, поскольку в следующем, седьмом часу Солнцу угрожает самая страшная опасность.

Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь: Написать письмо