В
царствование молодого
(царя) и наследника отца на царстве, преславного владетеля корон;
утвердившего порядок в Египте; благочестивого в отношении богов;
победителя над врагами; улучшившегожизнь людей, верховные жрецы, предсказатели,
священники, которые собрались из храмов страны в Мемфис перед царем
на торжество, принятия короны вечноживого Птолемея, возлюбленного Птаха,бога Эпифана
Евхариста, которую он получил от своего отца,
[все эти жрецы], собравшись в Мемфисском храме в этот самый
день, постановили: так как вечноживой царь Птолемей, возлюбленный Пта, бог Эпифан Евхарист, рожденный
царем Птолемеем и царицей Арсиноей, богами Филопаторами, оказал многие
благодеяния храмам и тем, кто в них находятся, и всем,
пребывающим под его царскойвластью;
и так как он является
богом, происходя от бога и богини (подобно Гору, сыну Исиды
и Осириса, отомстившего за своего отца Осириса, и будучи щедрым
по отношению к богам, он пожертвовал в храмы доходы
в виде денег и продовольствия и понес большие издержки
с тем, чтобы привести Египет в спокойное состояние и воздвигнуть
храмы;
и он в меру своих сил
проявил человеколюбивые устремления и из получаемых в Египте
доходов и налогов он некоторые совершенно отменил, а другие
облегчил, чтобы народ и все другие при его царствовании
пребывали в благоденствии;
а долги перед царской
казной, которые лежали на египтянах и на населении других частей
его царства и которые были очень велики, он простил;
что же касается
заключенных в тюрьмах и тех людей, против которых уже давно
были начаты судебные процессы, то он освободил их всех
от всех обвинений;
и так
как он приказал, кроме того чтобы доходы храмов и пожертвования,
которые каждый год приносятся им в виде продовольствия
и денег, а равным образом и дары, полагающиеся богам
с виноградников, садов и других земель, которые принадлежали богам
в царствование его отца, оставались на прежней основе;
и так как он приказал
также относительно жрецов, чтобы они не платили при своем
посвящении больше, чем столько, сколько нужно было платить до первого
года царствования его отца; и он освободил людей
из священных коллегий от ежегодного плавания в Александрию;
затем он приказал не производить сбора на флот,
а количество льняных тканей, сдававшихся храмами в царскую казну,
он сохранил на две трети;
и так же, как
остававшееся прежде в небрежении, он привел в надлежащий
порядок, желая, чтобы то, что обычно совершается для богов, было
правильно устроено;вместе с тем, он всем воздавал по справедливости,
как дважды великий Гермес; он приказал, чтобы туземные воины
и другие лица, возвращающиеся на родину, которые были враждебно
настроены (по отношению к властям) в период смуты,
по возвращении оставались во владении своей собственностью;
и так как он
позаботился и о том, чтобы были посланы кавалерийские и пешие
силы и корабли против врагов, шедших походом на Египет по морю
и по суше, и понес при этом большие издержки деньгами
и продовольствием, чтобы храмы и все население страны пребывали
в безопасности;
а явившись в
Ликополис, расположенный в номе Бусириса, который был захвачен
и укреплен с целью выдержать осаду, причем туда было доставлено
и большое количество оружия и другого снаряжения, так как
в этом городе собрались мятежные духом нечестивцы, которые причинили много зла
храмам и населению Египта, царь окружил этот город, возведя вокруг него
вызывающие удивление насыпи и вырыв рвы; а ввиду того,
что подъем Нила в восьмом году был очень высоким,
и, как обычно, река грозила затопить долину, царь сдержал воды,
закрыв во многих местах устья каналов, истратив на это немалое
количество денег; выставив всадников и пеших для их [неясно: новых
плотин или повстанцев] охраны, он в короткое время силой взял
город и разгромил всех находившихся в нем нечестивцев [поднявшихся
против бога-царя], подобно тому как прежде Гермес и Гор, сыновья
Исиды и Осириса, подчинили восставших против них в этой же
местности; что касается предводителей восставших при его отце,
разоривших страну и творивших несправедливости по отношению
к храмам, то он, явившись в Мемфис и мстя за отца и за свою
корону, наказал их, как они того заслуживали, когда настало время
для совершения церемоний, сопровождающих принятие короны;
и так как далее, он
отменил накопившиеся до восьмого года долги храмов перед царской казной
в виде весьма значительного количества продовольствия и денег;
таким же точно образом он поступил и в отношении платы
за не представленные в царскую казну льняные ткани
и в отношении проверки тех тканей, которые были сданы до того же
срока; он освободил также храмы от обязанности сдавать атрабу [зерна]
с аруры священной земли, и, равным образом горшок [вина] с аруры
виноградника;
и так как он сделал
множество подарков Апису и Мневису и другим священным животным
Египта, гораздо более, чем прежние цари заботясь обо всем,
что касается животных; он давал щедро и достойным образом
необходимое для их погребения, а также и средства
в специально им посвященные храмы, вместе с совершениями
жертвоприношений, отправлением празднеств и всего другого,
что полагается в таких случаях;
и так как привилегии
храмов и Египта он сохранил без изменений и в целости
в соответствии с законами украсил Апиейон великолепными сооружениями,
доставив в него большое количество золота, серебра и драгоценных
камней, и воздвиг храмы, святилища и алтари; нуждающиеся же
в восстановлении [храмы] он поправил, имея ко всему,
что касается божества, усердие благодетельствующего бога; разузнав
о наиболее уважаемых храмах, он восстановил их,
как приличествует его царствованию;
за это даровали ему
боги здравие, победу, силу и все другие блага, а также прочное
обладание короной им и его потомкам на веки-вечные —
в добрый час!
[Вследствие всего
этого] жрецы всех храмов страны постановили: Как можно более умножить
почести, оказываемые внастоящее время вечноживому царю Птолемею, возлюбленномуПта,
богу Эпифану Евхаристу, а равным образом и почести,
воздававшиеся родителям его, богам Филопаторам и предкам богам
Евергетам и богам Адельфам и богам Сотерам.
Поместить на самом
видном месте в каждом храме изображение в честь вечноживого царя Птолемея,
бога Эпифана Евхариста, которое будет носить имя Птолемея, заступника
Египта, и которое должно занимать место самого главного бога в храме,
держа в руках оружие победы, согласно принятым в Египте обычаям.
Жрецам надлежит три
раза в день отправлять религиозную службу перед этими изображениями
и одевать их в священные одежды и совершать все другие
церемонии, которые полагаются в этой стране при торжественном
чествовании всех других богов: [далее перечисляются другие почести, которые
коллегия жрецов постановила воздать царю].
Данный декрет
записать на стеле из твердого камня священным языком
(иероглифическом), и на родном (демотическом), и на греческом языке
и выставить в каждом храме первого, второго и третьего разряда
перед изображением бессмертного фараона